<<< >>> Лунолёт-2 Программы

Мягкой посадки!

«Лунолёт-2» — вторая программа из серии тренировочных. Если «Лунолёт-1» позволял направлять тягу только по вертикали, то теперь направление не ограничено. Это открывает возможность перелётов на небольшие растояния вдоль поверхности небесных тел без атмосферы.

В программе «Лунолёт-2» 2010 года воспроизведена математическая модель и алгоритм из программы для калькулятора Б3-34 (журнал «Техника — Молодёжи» за август 1985 года). Благодаря этому у вас есть возможность повторить полёты двадцатипятилетней давности, даже если у вас нет калькулятора. Подробности можно узнать из рассказа «Путь к Земле («Кон-Тики»)».

Управление

Интерфейсы обоих «лунолётов» похожи, как близнецы-братья. На экране три области: сверху параметры лунолёта, слева командное окно, справа полётный журнал.

Управляют лунолётом текстовые команды, которые вы вводите в командное окно. Команды состоят из слов и чисел, разделённых пробелами и переносами строк. Числа могут быть целыми и дробными. Дробная часть отделяется от целой части точкой. После каждого изменения в командах программа пересчитывает полёт. Результаты отображаются в параметрах и в полётном журнале.

Если командное окно покраснело, значит, какая-то команда осталась непонятой. Исправьте её, чтобы вернуть окно к нормальному виду.

Самая простая команда : (двоеточие) вставляет в журнал пустую строку. Она нужна, чтобы было легче сориентироваться в длинных последовательностях команд.

Большинство команд определяет характеристики корабля, луны и экипажа:

g <число> —  задаёт ускорение силы тяжести в м/с2;
M <число> —  сухая масса лунолёта (без топлива и окислителя, но с экипажем) в килограммах;
c <число> —  скорость истечения продуктов сгорания из двигателя в м/с;
a <число> —  предельное ускорение, которое может выдержать пилот без потери сознания, в м/с2;
v <число> —  стартовая вертикальная скорость в м/с;
h <число> —  стартовая высота в метрах;
u <число> —  стартовая горизонтальная скорость в м/с;
x <число> —  стартовое расстояние до цели по горизонтали в метрах;
m <число> —  масса топлива и окислителя в килограммах.

Обратите внимание, что положительная горизонтальная скорость приводит к уменьшению расстояния до цели. Полётное время в этой программе не отсчитывается.

Команда -- (два минуса) готовит лунолёт к старту. В полёте корабль управляется командами из тройки чисел: <угол> <масса> <время>. Первое число управляет наклоном лунолёта, второе указывает, сколько топлива вы хотите сжечь, третье — за какое время. Угол наклона задаётся в градусах: 0° означает направление тяги вверх, 180° — вниз, 90° — к цели (горизонтальная скорость будет расти, расстояние до цели уменьшаться) и -90° — от цели. Время должно быть положительным, иначе команда проигнорируется. После каждой команды в полётный журнал вносится очередная запись.

Подготовим машину к полёту (команды в скобках). Ускорение силы тяжести на Луне 1.62 м/с2 (g 1.62). Пилот с ракетным ранцем весит 250 кг (M 250). Топливо — керосин и жидкий кислород (c 3660). Пилот выдерживает трёхкратную перегрузку (a 29.43). Стартуем с поверхности в ста метрах от цели (v 0 h 0 u 0 x 100). В баках 50 кг топлива и окислителя (m 50). Всё готово к старту (--). Вся подготовка вместе:

g 1.62
M 250
c 3660
a 29.43
v 0 h 0 u 0 x 100
m 50
--


Пробный полёт. Вертикальный взлёт (0 1 5 и 0 1 10). Высота 31.5 метра, вертикальная скорость 0.14 м/c. Разгон по горизонтали (10 2 15). Горизонтальная скорость 4.3 м/c. Горизонтальный полёт (0 1.1 8.2). Пора тормозить (-10 2 16). Горизонтальная скорость погашена, мы в 28.1 метра над финишем, вертикальная скорость -1.1 м/с. Снижение (0 1 9 и 0 1 6). Посадка с вертикальной скоростью -1.5 м/с в 17 сантиметрах за финишем. Полёт окончен:

0 1 5
0 1 10
10 2 15
0 1.1 8.2
-10 2 16
0 1 9
0 1 6

Аварийные ситуации

Они те же, что и в первом «лунолёте». Если у вас кончится топливо, машина упадёт на поверхность луны. Если вы превысите предельно допустимое ускорение, корабль будет свободно падать, пока пилот будет без сознания. Время падения пропорционально перегрузке. Если расход топлива превышает наличный запас, манёвр будет прерван, как только топливо закончится. В момент касания грунта автоматика немедленно выключает двигатель. Все аварийные ситуации и посадка отмечаются в журнале. Под сообщением о посадке выводится полная скорость в момент касания поверхности.

Для взлёта необходимо, чтобы двигатель развивал реактивное ускорение, превышающее ускорение силы тяжести. Иначе команда будет проигнорирована.

Ограничения

Упрощённая математическая модель требует соблюдения некоторых ограничений, иначе ошибки становятся чрезмерно велики. Ограничьте расход топлива за один манёвр до 5% массы корабля. Для лунолёта это около 100–200 кг, в зависимости от запаса топлива. Постарайтесь избегать длительных манёвров с большими ускорениями вблизи поверхности. В противном случае возможен «рикошет» машины при ударе о грунт.