<<< >>> Маскон Вершина Программы

Мягкой посадки!

Во время витка вокруг Луны Коршунов и Перепёлкин испытали на себе действие маскона и пролетели над горным массивом. Программа «Маскон» позволяет моделировать влияние локальных концентраций массы на низколетящие спутники Луны. Программа «Вершина» знакомит с навигацией в горных районах.

Обе программы реализуют математическую модель полётов на небольшой высоте, взятую из соответствующих программ 1985 года. Изменения затронули только посадочный блок и точность вычислений.

В отличие от «Лунолёта-3» в этих программах используется прямоугольная система координат. Вершина горы и эпицентр тяготения маскона находятся в нуле горизонтальной координаты.

Управление

Как обычно, на экране сверху параметры модели, слева командное окно, справа полётный журнал.

Команды вводятся в командное окно и состоят из слов и чисел. Дробная часть чисел отделяется точкой. Полёт пересчитывается после любого изменения в командном окне. Красное командное окно означает, что есть непонятная команда.

Команда : (двоеточие) вставляет в журнал пустую строку.

Команды, которые задают параметры модели:

R <число> —  радиус небесного тела в метрах;
g <число> —  ускорение силы тяжести на поверхности в м/с2;
a <число> —  (только «Маскон») дополнительное ускорение силы тяжести в эпицентре маскона в м/с2;
d <число> —  (только «Маскон») глубина залегания маскона метрах;
H <число> —  (только «Вершина») высота горы в метрах;
W <число> —  (только «Вершина») ширина горы на уровне равном половине высоты горы в метрах;
M <число> —  сухая масса лунолёта в килограммах;
c <число> —  скорость истечения продуктов сгорания из двигателя в м/с;
v <число> —  стартовая вертикальная скорость в м/с;
h <число> —  стартовая высота в метрах;
u <число> —  стартовая горизонтальная скорость в м/с;
x <число> —  угловая координата в градусах;
m <число> —  масса топлива и окислителя в килограммах.

Команда -- (два минуса) готовит лунолёт к старту. В полёте корабль управляется командами из тройки чисел: <угол> <масса> <время>. Первое число управляет направлением тяги, второе указывает, сколько топлива вы хотите сжечь, третье — за какое время. Направление тяги задаётся в градусах: 0° означает вверх, 180° — вниз, 90° — вперед и -90° — назад. Время должно быть положительным, а расход топлива не должен превосходить запас, иначе команда проигнорируется.

Для упрощения математической модели обе программы игнорируют высоту корабля при расчёте ускорений. Такая модель достоверна лишь при полётах в непосредственной близости от поверхности небесного тела.

В программе «Вершина» стартовая высота задаётся от условного нуля — «уровня моря». В полётном журнале высота отсчитывается от рельефа: на старте она будет меньше на высоту горы в месте старта.

Особые ситуации

Они те же, что в «Лунолёте-3». Тяга двигателя на взлёте должна превосходить тяготение, иначе команда будет проигнорирована. Автоматика выключит двигатель при касании поверхности.

Ограничения

Расход топлива за один манёвр должен быть меньше 5% полной массы корабля.

Большие вертикальные ускорения вблизи поверхности могут привести к «рикошету».

Большое время манёвра рядом с вершиной горы может привести к «пролёту» корабля сквозь гору и вылету с другой стороны. Этот аналог «рикошета» может проявляться даже на круговых обритах.

Время манёвра не должно превосходить 100 секунд. В программе «Маскон» время манёвра вблизи эпицентра должно быть не более 10 секунд.

Опасайтесь летать высоко при помощи этих программ: ошибки математической модели с ростом высоты быстро увеличиваются.