«Атмосфера-1» моделирует навигацию в окрестности небесного тела, окружённого атмосферой. При расчёте движения учитываются тяга ракетного двигателя (вдоль траектории) и сила сопротивления атмосферы (подъёмная сила считается равной нулю). Есть возможость приближённо моделировать применение парашютов. Программа позволяет производить посадку на поверхность небесного тела.
Эта программа нужна для моделирования торможения «Кон-Тики» в атмосфере в конце перелёта из точки либрации к Земле. На обычное ракетное торможение топлива не хватит, а комбинированое торможение позволит перейти на орбиту станции «Коперник» с достаточным запасом топлива в баках. Как всё было на самом деле, вы можете прочитать в рассказе «Путь к Земле», часть восьмая («Разбуди в апогее!»).
Вид экрана и формат команд вам уже знакомы по предыдущим программам.
Команда : (двоеточие) вставляет в журнал пустую строку.
Команды, которые задают параметры модели:
R <число> — | радиус небесного тела в метрах; |
g <число> — | ускорение силы тяжести на поверхности в м/с2; |
s <число> — | вертикальный масштаб атмосферы (высота, на которой атмосферное давление уменьшается в десять раз) в метрах; |
d <число> — | плотность атмосферы на поверхности в кг/м3; |
M <число> — | сухая масса лунолёта в килограммах; |
a <число> — | площадь космического корабля, умноженная на аэродинамический коэффициент (м2); |
p <число> — | площадь первого комплекта парашютов, умноженная на аэродинамический коэффициент (м2); |
P <число> — | площадь второго комплекта парашютов, умноженная на аэродинамический коэффициент (м2); |
c <число> — | скорость истечения продуктов сгорания из двигателя в м/с; |
v <число> — | стартовая вертикальная скорость в м/с; |
h <число> — | стартовая высота в метрах; |
u <число> — | стартовая горизонтальная скорость в м/с; |
x <число> — | стартовая координата в градусах; |
m <число> — | масса топлива и окислителя в килограммах. |
Команда -- готовит программу к старту.
Корабль управляется командами из пары чисел: <масса> <время>. Первое число задаёт расход топлива, второе — время манёвра. Тяга двигателя ориентирована вдоль траектории полёта. Отрицательное время означает торможение, положительное — разгон. Задавать тягу в других направлениях нельзя. Нулевое время манёвра игнорируется.
Команды .p1 и .p2 раскрывают соответствующий комплект парашютов.
Время манёвра не должно превосходить 200 с при полёте вне атмосферы; в атмосфере — не более 10 с; в момент раскрытия парашютов — 0.1 с. Парашюты задействуйте на скоростях 100–200 м/с. Лучше это делать поэтапно: сперва первый комплект (тормозной), затем, после снижения скорости, второй (посадочный).
При снижении на парашютах контролируйте вертикальную скорость: если она начала колебаться, то время манёвра необходимо уменьшить.
Во время торможения в атмосфере контролируйте ускорение, которое испытывает корабль. Чем больше ускорение, тем сильнее греется космический аппарат.
Помните, что конструкция большинства космических аппаратов не позволяет использовать двигатель при интенсивном аэродинамическом торможении.